Это важно знать, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным.
Все родители мечтают, что их ребенок будет держаться подальше от неприятностей, хорошо учиться в школе и продолжит совершать выдающиеся поступки, когда вырастет.
И пока не cсуществует универсальной инструкции по воспитанию успешных детей, психологи указали на несколько факторов, предопределяющих успех.
Не удивительно, что некоторые из них относятся к родителям. Вот что общего между родителями успешных детей:
1. Они приучают детей выполнять домашние обязанности.
“Благодаря работе по дому дети не просто помогают своим родителям, они учатся тому, что ради общего блага нужно стараться всем и каждому из нас”, – сказала декан первокурсников Стенфордского университета и автор книги “Как вырастить взрослого человека” Джули Литкот-Хеймс в своей речи на TED talks.
Она утверждает, что из детей, привлечённых родителями к домашним обязанностям, вырастают работники, которые легко налаживают контакты и находят общий язык с остальными сотрудниками.
Они более чуткие, потому что не понаслышке знают, что значит постоянно преодолевать себя, и способны брать на себя ответственность за выполнение каких-либо задач.
“Заставляя детей выполнять обязанности по дому (убирать в своей комнате, мыть посуду, выносить мусор), мы учим их: “Я должен выполнять жизненно необходимую работу для того, чтобы быть частью этой жизни”, – объясняет она ресурсу Tech Insider.
2. Они обучают своих детей социальным навыкам.
Ученые из университета Пенсильвании и университета Дьюка вели наблюдение более, чем за 700 детьми с детсадовского возраста и до 25 лет по всей Америке. Они отметили взаимосвязь между социальными навыками детей в детском саду и их дальнейшей успешностью во взрослом возрасте .
Результаты 20-летнего исследования дают возможность говорить о том, что социально адаптированные дети, которые могли свободно взаимодействовать с другими без вмешательства взрослых, выросли более понимающими, всегда готовыми прийти на помощь окружающим, и научились самостоятельно решать свои проблемы. Они с большей вероятностью получали высшее образование и постоянное место работы к 25 годам, чем те, чьи социальные навыки с детства были развиты хуже.
“Это исследование подтверждает, что способствовать развитию у детей эмоциональных и социальных навыков – одна из самых важных задач, на которую мы должны обращать внимание, чтобы обеспечить ребенку счастливое будущее”, – говорит Кристен Шуберт, программный директор Фонда Роберта Вуд Джонсона, который обеспечил проведение этого исследования.
“С раннего детства эти навыки определяют, попадет ли человек в университет или в тюрьму, получит ли постоянную работу или будет страдать от пагубной зависимости”.
3. У них большие ожидания.
Используя данные национального опроса 6600 детей, рожденных в 2001, профессор университета Калифорнии в Лос Анджелесе Нил Хелфон и его коллеги обнаружили, что ожидания родителей имеют очень большое влияние на достижения детей .
“Родители, которые видели университет в будущем своего ребенка, казалось, вели его к достижению этой цели, независимо от своих финансовых возможностей и других условий”, – сказал он в своем докладе.
Эту зависимость объясняет так называемый “эффект Пигмалиона“: если человека заверить в истинности какой-то информации, он непроизвольно действует так, что эта информация действительно подтверждается.
Если говорить о детях, они вообще долгое время живут ожиданиями своих родителей.
4. У них здоровые отношения друг с другом.
Согласно одному из исследований Унниверситета Иллинойс, детям из конфликтных семей, будь то живущих под одной крышей или разведенных, приходится сложнее, чем детям, чьи родители ладят друг с другом.
Профессор и глава кафедры развития человека и общества в колледже при университете Иллинойс Роберт Хьюз Младший также отметил, что, по результатам разных исследований, дети, живущие в неконфликтных семьях с одним родителем живут лучше, чем дети в семьях, где мама с папой постоянно конфликтуют, но живут вместе.
Благодаря многочисленным исследованиям мы знаем, что уже будучи взрослыми, люди все еще испытывают боль и стресс от развода своих родителей даже спустя десятки лет после того, как это произошло.
Молодые люди, которые сообщали о конфликтах между родителями, чаще ощущали безнадежность и потерянность.
5. Они сами достигли высоких результатов в образовании.
Исследование, проведенное под руководством психолога Сандры Танг из университета Мичиган в 2014 году, установило, что те мамы, которые сами в своё время закончили университет, вырастили детей, которые достигли того же.
Изучив истории более 14000 детей, поступивших в детский сад с 1998, и по 2007, ученые заключили, что дети мам подросткового возраста (18 лет и младше) реже заканчивали колледж или университет, чем остальные. В 8-летнем возрасте уже можно определить, достигнет ли ребенок успеха в образовании и профессиональной деятельности.
По крайней мере, частичная ответственность наследования родительской успеваемости по учебе перед успешным будущим ребенка все-таки существует.
6. Они с раннего возраста занимаются математикой.
Широкое исследование, охватившее более 35000 детей дошкольного возраста в Америке, Канаде и Англии в 2007 году, показало, что развитие у детей математического мышления с самого раннего возраста дает очень хорошие плоды.
В пресс-релизе этого исследования его соавтор и ученый Северо-Западного университета Грег Дункан отметил:
“Одним из неожиданных открытий этого исследования стало значение ранних навыков выполнения математических операций: поступать в школу со знанием чисел, порядка чисел и самых элементарных математических понятий. Ранние навыки математического мышления являются залогом высокой успеваемости не только в математике, но и в скорости чтения “.
7. Они выстраивают крепкие отношения со своими детьми.
Данные исследования 243 детей, рожденных в бедных семьях, показали, что дети, получавшие больше чувственной заботы, не только успешнее проходили образовательные экзамены в детстве, но и заводили более здоровые отношения и достигали более высоких академических показателей даже в 30-летнем возрасте.
В отчете на Psyblog говорится, что...
заботливые родители всегда своевременно и адекватно реагируют на потребности ребенка и обеспечивают ему безопасную основу для познания мира.
“Из этого следует, что ранний вклад в отношения между родителем и ребенком может стать залогом выстраивания крепких доверительных отношений с различными людьми в будущей жизни человека”, – сказал в своем интервью соавтор исследованиям психолог университета Миннесоты Ли Рэби.
8. Они менее подвержены стрессу.
Бриджит Шульт, цитируя последние исследования в Вашингтон Пост, отмечает, что количество часов, которые мамы проводят со своими детьми в возрасте 3-11 лет, на самом деле, не так сильно влияют на поведение, благополучие или достижения ребенка.
Более того, гиперопека может только навредить его здоровому развитию.
Мама в стрессовом состоянии, особенно, если оно вызвано попытками разорваться между работой и проведением времени с детьми – вот, что плохо влияет на них.
Эмоциональное заражение – психологическое явление, когда люди “подхватывают” эмоции друг друга, как простуду, может объяснить, почему так происходит.
Исследования подтверждают, что если ваш друг счастлив, его сияющее настроение передастся вам, а если он грустен, вам тоже станет не по себе. Так что, если родитель раздражен или истощен, его состояние только передастся ребенку.
9. Они ценят старания, а не победу.
Достижения ребенка также определяются его пониманием того, как достичь успеха.
Психолог Стенфордского университета Кэрол Двек десятилетиями изучала этот вопрос и пришла к выводу, что существует два варианта отношения к успеху как детей, так и взрослых:
Подход «Фиксированного мышления» предполагает, что наш характер и творческие способности статичны. Они даны нам при рождении и не поддаются значительным изменениям. А успех является результатом врожденных способностей. Поэтому поражение рассматривается, как недостаточные умственные, физические или другие способности.
Подход «Развивающегося мышления» рассматривает испытания, как опыт, а неудачи не как признак глупости или слабости, а как урок, который преподносится для того, чтобы сделать выводы, набраться ума и развить свои способности.
В основе отношения ребенка к своей успешности лежат, по большей части, наставления его родителей: если вы говорите ребенку, что у него что-то получилось потому что «он весь в папу/маму», он поймет, что его удачи зависят только от его наследственности; если же вы будете объяснять, что для того, чтобы что-то получилось, нужно постараться и не расстраиваться, если с первого раза что-то не будет получаться, ребенок будет знать, что свои возможности можно развивать.
10. Мамы ходят на работу.
Благодаря исследованиям Гарвардской бизнес школы обнаружилось, что то, что мама ходит на работу вне дома, хорошо сказывается на ребёнке.
Оказывается, дочери, чьи мамы ходили на работу, получали более полное образование, больше занимали руководящие должности и зарабатывали на 23% больше тех, чьи мамы сидели дома.
Сыновья же работающих женщин проводили больше времени с детьми и занимаясь домашними заботами: они проводили на 7,5 часов в неделю больше с детьми, и на 25 минут больше уделяли домашним обязанностям.
Профессор Гарвардской бизнес школы Кэтлин Л. МакДжин в своём интервью Working Knowledge отметила: “Мы не знаем лучшего способа борьбы с гендерным неравенством, чем, когда мужчин растят работающие мамы“.
11. У них более высокий социально-экономический статус.
Как заметил автор книги “Drive” Дэн Пинк, чем больше активы родителей, тем с лучшими результатами их дети получают образование.
“Если нет более веских препятствий или вмешательств, социально-экономическое состояние значительно улучшает успеваемость ребенка”, – говорит он.
12. Они, скорее “авторитетны“, нежели “авторитарны” или “либеральны“.
Психолог Диана Бомрайд вывела 3 основных стиля воспитания:
- Либеральный, характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения;
- Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля;
- Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей.
Идеально, если ребёнок воспитывается в авторитетном стиле, когда его учат уважать авторитеты, но они и не подавляют его волю.
13. Они учат твердости духа.
Речь идёт о том, чтобы подпитывать и развивать интерес к долгосрочным целям. Учить детей представлять и воплощать в жизнь будущее, которое они хотят создать.