17 СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенсорные игры для детей раннего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах, которые нас окружают. С их помощью малыш может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи.

1. Растопим лёд

Положите в ложку лед и дайте малышу потрогать, какой он холодный. Подержите ложку над огнем конфорки или над пламенем свечи. Понаблюдайте вместе с ребенком, как тает лёд. Когда он превратится в воду, предложите малышу потрогать теперь воду и убедиться, что она теплее льда. ВНИМАНИЕ! Проводя этот опыт – будьте осторожны, чтобы малыш не обжегся.

2. Достань камушки

Вместе с ребенком положите на дно миски камушки (обратите внимание, что они сухие), присыпьте их песком и залейте водой. Предложите малышу доставать по камушку (обратите внимание ребенка, что камушек стал грязным и мокрым), промывать его от песка в воде и выкладывать на тарелку или поднос.

3. Цветная водичка

Приготовьте четыре 0,5-литровые прозрачные пластиковые бутылки, наполните их до половины водой. Внутрь крышек (пока малыш не видит) положите гуашевую краску одного цвета (примерно половину чайной ложки) и закройте бутылку. Скажите малышу: «Смотри, вода чистая и прозрачная. А теперь (потрясите первую бутылку) – вода стала красная». То же самое проделайте с остальными бутылками с водой.

4. Смешиваем краски

В стакан с водой с помощью кисточки добавьте красную краску (лучше акварельную), а затем жёлтую. Понаблюдайте, какой цвет получился. Добавьте ещё один цвет, например синий и т.д. Когда вода станет совсем мутной, можно поиграть в следующую игру. Пока ребенок не видит, вы должны положить в стакан какой-то предмет (камень, колечко, маленькую металлическую машинку и т.п.), а малыш, рассматривая неясный силуэт, должен угадать, что в банке.

5. Вода в сите

Попробуйте вместе с ребенком удержать воду в сите, дуршлаге или стаканчике с дырочками. Во время купания можно дать такой предмет малышу в ванну, чтобы он мог черпать им воду и наблюдать, как она выливается.

6. Тонет – не тонет

Поэкспериментируйте с ребенком, какие предметы тонут в воде (камень, ложка, железная машинка), а какие нет (мячик, резиновая игрушка, пластмассовый кораблик, перышко, деревянная палочка).

7. Ящик и мешок

Ребенку надо разложить твердые предметы (кубик, книжку, машинку, матрешку, стаканчик и т.п.) – в пластмассовый ящик, а мягкие игрушки – в мешок. Обратите внимание ребенка, что твердые предметы стучат, а мягкие – не стучат.

8. Два медвежонка

Покажите малышу двух медвежат одного размера, из пластмассы – твердого, а из плюша – мягкого. Расскажите, что твердый громко стучит и не сминается, а мягкий – не стучит и легко сминается. Затем дайте ребенку небольшую коробку, и пусть он попробует положить в неё пластмассового медведя (не получится) и мягкого (получится).

9. Волшебный мешочек

Положите в тряпочный мешок предметы, которые легко различить на ощупь: помпон из шерстяных ниток, зубную щетку, маленький мячик с пупырышками, кусочек меха, шарик из фольги, губку для посуды, грецкий орех и т.д. Малышу надо опускать руку в мешок, и, прежде чем доставать предмет, называть его.

10. Игры с фольгой

Дайте ребенку небольшой кусочек фольги. Покажите, как можно её смять, сделав шарик, а затем опять расправить. Из фольги можно сворачивать червячков, гусениц, лебедей и т.п.

11.Холодно – горячо

Обращайте внимание ребенка на холодные (снег, сок из холодильника, вода), теплые (батареи) и горячие предметы (огонь, утюг, чайник).

12. Тяжелее – легче

Положите на одну ладонь ребенка тяжелый предмет (металлическую машинку, мыло, небольшую книжку в плотной обложке), а на другую легкий предмет (маленький шарик, кубик, матрешку и т.п.). Спросите ребенка, в какой руке предмет тяжелее, а в какой легче.

13. Что спряталось?

Разложите на столе различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, мыло, книга и др.). Накройте сверху тонкой, но непрозрачной матерчатой салфеткой. Ребенку нужно через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

14. Из чего сделан этот предмет?

Познакомьте ребенка с материалами, из которых сделаны различные предметы: стакан – из стекла, кубик – из дерева, вилка – из металла (для ребенка можно сказать, что она из железа, железная), деталь конструктора – из пластмассы, игрушка – из меха, мяч – из резины, ваза – из глины и т.д. Можно предложить ребенку подобрать пары: деревянный кубик и деревянная матрешка, металлическая вилка и металлическая ложка и т.д.

15. Свеча (для детей постарше)

ВНИМАНИЕ! Экспериментируя со свечой, соблюдайте осторожность. Зажгите свечу, предложите ребенку подуть на неё. Понаблюдайте, как от погашенной свечи поднимается дымок. Этим дымком можно нарисовать в воздухе колечки. Обратите внимание ребенка на запах. В следующий раз можно опустить горячую свечу в миску с водой и послушать её шипение.

16. Театр теней

Когда в комнате будет темно, направьте свет от настольной лампы на стену. Кистями рук покажите летящую птицу, зайчика, крокодила, мордочку лающей собачки и т.д.

17. Парные лоскутки

Приготовьте парные кусочки ткани: велюр, лён, ситец, мех, атлас и т.п. Малышу надо закрыть глаза и на ощупь найти одинаковые лоскутки.

Источник: golbis.com