9 тонкостей дисциплины

КАК ПЕРЕСТАТЬ “СТРОИТЬ” РЕБЕНКА, ПОМОЧЬ ЕМУ ВЫРАСТИТЬ САМОДИСЦИПЛИНУ И БЕЗ РОЗОГ УБЕДИТЬ СОБРАТЬ ИГРУШКИ В СВОЕЙ КОМНАТЕ.

Инна Прибора, журналист, блогер, мама двоих детей

“Приучайте детей к дисциплине!”- звучит чаще всего тогда, ребенок делает что-то шумно, невыносимо, неаккуратно, в общем, ведет себя как ребенок. Дисциплину на вашу голову призывают строгие попутчики в поезде, дедушка с армейским прошлым и соседка снизу, которая работает в ночную смену. И все они желают не воспитать малыша, а сделать его удобным, послушным, и еще – пусть сейчас же перестанет реветь и постукивать крышками от кастрюль.

Дисциплина тонкий лед, потому что с одной стороны она совершенно необходима, а другой – если перегнуть, легко сломать волю маленького человека, а вместе с ней и личность. О дисциплине говорят, когда требуется подавить желание трехлетки, который стремится смешать кашу с компотом и посмотреть, что будет. Или когда надо убедить второклассницу не бросать фигурное катание, куда она полгода со скрипом ходит. Но к настоящей дисциплине это вообще не имеет отношения. Потому что послушание, хоть и выглядит приятно для глаза, но оно не является дисциплиной. Задача родителя помочь вырастить человеку внутренний стержень, который опирается не на внешний авторитет, а на личное убеждение: я делаю, потому что считаю это нужным и правильным, даже если мне подчас приходится трудно.

Бруно Беттельгейм – известный психотерапевт, сумевший выжить в фашистском концлагере, изучал механизмы подавления воли человека и его способности этому сопротивляться. В своей книге “Просвященное сердце” он писал о “внутренней способности к самоуправлению”, подразумевая “спокойный поступок, исходящий из внутреннего убеждения, а не из приспособления, чувства обиды, внешнего давления или контроля. Простой пример — человек следует правилам дорожного движения не из страха перед ДПС, а из любви к себе и своей жизни”. То есть приучить к дисциплине – это значит научить ребенка уважать себя, ценить свое время, свои интересы, научить этим правильно распоряжаться, объяснить взаимосвязь между разбросанными по дому фантиками и необходимостью потом отлеплять их от носков.

Когда родители, радеющие о дисциплине, создают дома тотальный контроль со множеством предписаний и правил, и заставляют ребенка втискиваться в созданные рамки, они вряд ли создают внутренний стержень. Младший сосредотачивается лишь на том, чтобы нигде не оступиться и не оплошать; он спускается с положения человека, который хоть что-то может решать к положению того, кто лишь выполняет подчас непонятные инструкции.

В том смысле дисциплина – это сильный инструмент подавления. Так в нацистских конлагерях была строгая дисциплина, даже то, как заправлены постели, охранники проверяли с линейкой и штангенциркулем.

Если же вовсе не объяснять детям правила игры, не очертить границы недопустимого, опасного и просто нежелательного, то они окажутся в ситуации тревожной неопределенности, таком положении, где всякий раз нужно проверять окружающх на реакцию. Это нервный и затратный метод постижения мира.

Источник: golbis.com