Содержимое
- 1 Особенности психолого-педагогических исследований
- 2 История появления ФЭМП в дошкольном образовании
- 3 Важность математических представлений для дошкольников
- 4
- 5 Особенности дошкольной программы по математике
- 6 Основы методики ФЭМП
- 7
- 8 Развивающее обучение
- 9 Требования к наглядному материалу в ДОУ
- 10 Специфика работы с дошкольниками
- 11 Разделы дошкольного математического образования
- 12 Заключение
Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.
Особенности психолого-педагогических исследований
Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.
История появления ФЭМП в дошкольном образовании
У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей дошкольного возраста, долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.
Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.
В концепции дошкольного образования указаны четкие требования к формированию познавательного интереса будущих первоклассников, и часть ее составляет именно математическое образование.
Важность математических представлений для дошкольников
Обучение малышей основам такой сложной науки, как математика, занимает в современной педагогике важное место. Подобный интерес вызван несколькими причинами:
- школьное обучение начинается с 6-7 летнего возраста;
- огромный объем информации требует от ребенка навыков логического мышления;
- внедрение в образовательный процесс информационных технологий (ИКТ).
Особенности дошкольной программы по математике
Основным ее направлением является формирование логических способностей и представлений, стимулирование умственной активности, развитие смекалки дошкольников. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие простейших суждений, развитие грамматически правильных оборотов речи.
Математическая подготовка будущих школьников, предусмотренная программой, помимо обучения ребят навыкам счета, развивает представления о числе и количестве первого десятка. ФЭМП в средней группе предполагает деление предметов на одинаковые части, измерения объектов с помощью условных мерок, определение объема сыпучих и жидких тел. Ребята при выполнении заданий, предлагаемых воспитателем, развивают глазомер, получают представления о разнообразных геометрических фигурах, формируют понимание пространственных взаимодействий.
Во время занятий по математике воспитатель реализует не только основные образовательные задачи, ФЭМП в средней группе помогает реализовывать воспитательные функции. Педагог дает представление своим воспитанникам о правилах поведения, формирует в них организованность, прилежность, организованность. Работа по формированию у малышей простейших математических понятий воспитателем осуществляется в утреннее, дневное, вечернее время не чаще 2-3 раз в неделю. ФЭМП в средней группе по ФГОС помогают педагогу развивать в своих подопечных активную гражданскую позицию, целеустремленность, настойчивость и сдержанность.
Закрепление логических навыков осуществляется во время лепки, рисования. Конструирование деталей из бумаги (оригами) способствует закреплению знаний о геометрических фигурах, размере, количестве предметов. Аппликации помогают развивать пространственные представления, отрабатываются во время таких занятий такие качества дошкольников, как аккуратность, усидчивость. Физкультурные и музыкальные занятия включают элементы игры. Математика незаменима во время зарядки, выполнения упражнений. Подвижные игры воспитатель использует для закрепления первоначальных математических понятий, изученных на занятиях. В летнее время ФЭМП в средней группе проводится и в процессе прогулок, загородных поездок.
Основы методики ФЭМП
В качестве базы для обучения математическим навыкам дошкольников, применяют дидактические методы: последовательность, системность, индивидуальность, логичность. Знания, которые воспитатель передает малышам, от занятия к занятию усложняются, с учетом уровня развития детей. Для повторения применяют специальные ролевые игры. Математика становится у дошкольников любимым предметом, они с радостью выполняют задания педагога, ищут сходство и различия в предметах, сосредотачивают внимание на мелких деталях, чтобы найти ответ на поставленный наставником вопрос.
Развивающее обучение
Занятия предполагают применение воспитателями разных педагогических приемов: наглядности, игровых технологий: словесных бесед, подвижных игр, фронтальных опросов.
Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.
Требования к наглядному материалу в ДОУ
В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:
- разнообразие по размерам, цвету, форме;
- возможность применения в ролевых играх;
- динамичность, прочность, устойчивость;
- эстетичные внешние характеристики;
Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:
- «Не спешить с результатом». Каждый ребенок развивается по своему «сценарию», важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат.
- «Поощрение – лучший путь к успеху». НОД по ФЭМП в средней группе предполагает поощрение любых усилий малыша. Воспитатель должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация спеха, создаваемая я каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике.
Специфика работы с дошкольниками
Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.
Разделы дошкольного математического образования
В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.
Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:
- оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах;
- сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей;
- самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий
Заключение
ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В детском саду на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.
Источник: fb.ru