Содержимое
- 1 Как проходят занятия в средней группе?
- 2 Где взять сценарий сказки?
- 3 Как создать представление?
- 4 Как распределить роли между детьми?
- 5 Сколько времени отводится на подготовку к спектаклю?
- 6 Какова цель занятий в средней группе?
- 7 Можно ли совместить среднюю и старшую группу?
- 8 Театрализованная деятельность по стандартам
- 9 В чем специфика занятий?
- 10 Театр в детском саду
- 11 Как поставить сказку в детском саду?
- 12 В чём отличие открытых занятий от обычных?
- 13 Как занятия помогают развитию детей?
- 14 Результат театрализованной деятельности
- 15 О чём не стоит забывать?
Театрализованная деятельность в средней группе является полезным увлечением для любого ребёнка. Каждое театральное представление чему-то учит его, открывает что-то новое о мире, о котором малыш знает ещё так мало.
Средняя группа идеально подходит для постановок сказок. Находясь в детском саду или начальной школе, дети ещё не знают обо всех превратностях и сложностях этого мира, и то, что настоящие жизненные сюжеты строятся не на сценариях сказок, их не волнует.
Поэтому занятие по театрализованной деятельности в средней группе может принести пользу как для детей, так и для театра. Более того, подобная деятельность учит детей не только «надевать» на себя образ какого-либо персонажа. Также она прививает умение не бояться сцены и без страха смотреть в глаза зрителей. Несмотря на возраст, нервничают дети не меньше взрослых актёров, беспокоясь за судьбу своего спектакля.
Как проходят занятия в средней группе?
Занятия по театрализованной деятельности в средней группе проводятся, как правило, два-три раза в неделю. Некоторая часть времени уходит на то, чтобы подготовить детей, дождаться, пока в них появится необходимая серьёзность. На многие занятия дети идут, чтобы пообщаться друг с другом, повеселиться, обсудить что-то новое. Театр же учит их тому, что в какой-то момент приходит время остановиться и заняться делом.
Чтобы стать хорошим актёром, нужна концентрация, которой у детей нет до определённого возраста. В каком-то смысле подобная деятельность учит их дисциплине так же, как и спортивные секции.
Но занятия по театрализованной деятельности в средней группе не должны превышать часа для детей из детского сада, и максимум двух — для учеников начальной школы. В противном случае это станет утомительным для ребёнка.
Самой популярной темой для представлений, поставленных средней группой, являются сказки. Они устраиваются по любому поводу: Новый год, сжигание чучела на Масленицу, День защиты детей и многие другие. Театрализованная деятельность в средней группе по сказкам предполагает, что кто-то становится Дедом Морозом, кто-то — Снегурочкой. А кто-то берет на себя и другие роли.
Планирование театрализованной деятельности в средней группе согласуется с режиссёром, который и будет ставить сказку. Это может быть часть большого представления, организованного старшей группой, а может быть отдельным представлением только для детей. Подготовка к празднику начинается заранее. Сценарий пишется за несколько месяцев, даже за полгода до необходимой даты.
Организация театрализованной деятельности в средней группе — трудоёмкий процесс, занимающий силы не только детей, но и воспитателей-режиссёров.
Где взять сценарий сказки?
Подобная активность наряду с развитием мелкой моторики, прогулками и играми на воздухе считается полезным способом занять время детей. Среди кружков в детских садах встречается, например, театрализованная деятельность в средней группе. Сценарии сказок находят в различных книгах или специализированных изданиях.
В некоторых случаях режиссёр может самостоятельно придумать сказку, включив в неё детали, которые вызовут интерес у детей и родителей. Не стоит бояться экспериментировать, ведь театрализованная деятельность в средней группе — именно тот процесс, с которым можно импровизировать, менять практически всё и находить новые решения.
Конечно, это забота режиссёра, но помогать в написании или редактировании могут и дети. Чаще всего именно им принадлежат интересные идеи, которые эффектно смотрятся на сцене. Дети смотрят на мир с иной стороны, уже недоступной взрослому.
Планирование театрализованной деятельности в средней группе предполагает и активное участие детей.
Как создать представление?
В данном случае театрализованная деятельность ребёнка становится самостоятельной. Он находится в ожидании не просто праздника, а события, которое может создать сам, своими руками. В такие моменты дети даже не ждут дорогих подарков и того дня, когда наступит праздник. Каждое занятие по театрализованной деятельности в средней группе в студии или кружке они находятся в предвкушении события, которое создают сами, своим талантом.
После того как сценарий готов, распределяются роли. В большинстве случаев, подбирая сценарий, режиссёр знает, кому какие роли достанутся. Но его решение может стать иным со временем, если состав группы поменяется.
Как распределить роли между детьми?
Распределение ролей основывается на личностных данных каждого ребёнка. И, конечно, зависит от пола. В остальном же полная свобода.
Если остаются сомнения, режиссер может посмотреть, как дети играют определённые роли. Для этого им даётся текст сценария с нужными словами или этюдное упражнение, чтобы посмотреть, как ребёнок справится с ним.
В театрализованной деятельности важна каждая мелочь: движения ребёнка, слова, интонации, повороты головы — всё это влияет на выбор роли, даже если речь идёт о небольшой сказке на праздник.
После того как роли подобраны, начинаются репетиции.
Сколько времени отводится на подготовку к спектаклю?
Чтобы поставить сказку, нужно два месяца — это минимальный срок для средней группы.
Театрализованная деятельность детей в средней группе совмещается ещё и с другими занятиями, поэтому чаще двух-трёх раз в неделю не рекомендуется. Дети начнут уставать, и в конце концов им придётся выбрать, что им важнее.
На репетициях дети пробуют на себе отведённые им роли. Сначала каждое их движение сопровождается чтением сценария или поправками режиссёра, который может увидеть новую идею или изменить постановку, чтобы сделать представление эффектнее. Через две-три недели дети уже знают текст наизусть, помнят, в какой момент спектакля должны выходить на сцену, и где находиться.
Ещё пару недель занимает период доработки спектакля, когда вычищаются все неточности. Постепенно спектакль становится таким, каким и увидят его зрители на сцене.
Время для спектакля выбирается заранее и известно за несколько месяцев. Такая точность необходима, чтобы не только распределить занятия в театрализованной деятельности в средней группе и репетиции, но и чётко организовать работу костюмерной.
Репетиции проходят в обычной одежде по нескольким причинам: дети могут испачкать костюм, испортить, одежда может понадобиться другим актёрам. Но за две недели до спектакля актёры уже должны знать, какие костюмы надевают.
Какова цель занятий в средней группе?
В театре каждый актёр, будь это ребёнок или взрослый человек, следит за своим временем и всем необходимым сам. В специальном помещении — гримерке, которая используется всеми актёрами для переодевания во время спектакля, у каждого актёра есть своя вешалка, где находятся именно его вещи, и ничьи другие.
Никто, кроме родителей, не контролирует посещение, и ребёнок сам решает, нужна ли ему театрализованная деятельность. Средняя группа цель занятий ставит простую - возможность научить ребёнка самостоятельно приходить на интересные ему уроки.
Подобные меры учат детей следить за своим поведением.
Можно ли совместить среднюю и старшую группу?
Полезными будут, конечно, и совместные занятия со старшей группой. Если театрализованная деятельность проводится в доме культуры, то там есть и старшие — подростки до 18 лет, которые уже достаточно давно посещают занятия в театре.
Спектакли, поставленные с участием и маленьких детей, и подростков становятся интереснее. А средняя группа в этот момент учится мастерству у старших, понимая, что совсем недавно они тоже были такими же.
Конечно, могут возникнуть и конфликты, и разобраться в них — первая задача режиссёра. Может показаться странным, что в маленькой группе детского театра могут появляться какие-то разногласия, но это так. Всегда найдутся темы для споров. Важно не допускать, чтобы они переросли во что-то большее.
Старшую же группу подобная активность учит не зазнаваться, а помогать более молодым «коллегам» разобраться в премудростях театрального искусства. Занятие по театрализованной деятельности в средней группе с привлечением старшей можно спокойно проводить в одном помещении.
Театрализованная деятельность по стандартам
Театрализованная деятельность в средней группе по ФГОС предполагают ориентиры и ценности, которыми станет обладать ребёнок. Среди них: самостоятельность, инициативность, активность, умение находить общий язык со сверстниками и даже взрослыми, знания многих правил игры, позитивность, положительное отношение к миру, гармония с самим собой, отсутствие завышенной самооценки, чувство собственного достоинства, уважение к самому себе и другим.
Ребёнок, занимающийся театрализованной деятельностью, обладает фантазией и воображением, а также смекалкой, которая поможет ему решить многие проблемы.
В чем специфика занятий?
Развитие театральной деятельности в средней группе приветствуется, потому что благодаря подобным занятиям дети приобретают важные навыки. Театрализованная деятельность предпочтительна, потому что похожа на игру, может легко вовлечь детей в совместную активность со сверстниками и взрослыми, проявить себя. Это один из наиболее доступных способов творческой деятельности, от которого ребёнок получит удовольствие и необходимые знания.
Благодаря федеральным государственным образовательным стандартам можно с лёгкостью организовывать и педагогическую работу.
Театр в детском саду
В некоторых случаях, когда театрализованная деятельность в средней группе проходит в детском саду, участие в мероприятии принимают и родители. Они помогают с декорациями или с костюмами для своих детей.
Каждое занятие в детском саду проходит как игра, учащая детей чему-то новому. Например, понимать эмоциональное значение стихотворений или маленьких пьес, которые разыгрываются как этюды между двумя-тремя детьми. Часто воспитатель, играющий роль режиссёра, обсуждает с детьми их впечатления от прочитанных произведений.
Для средней группы детского сада подбираются стихотворения, сказки, игры-драматизации на разные темы и специальные этюды. Например, назвать ласково своё имя или имя соседа, подарить другу воображаемый подарок, войти в образ понравившегося литературного героя.
Наряду с более простыми упражнениями (заучивание и чтение стихов, считалочек, чтение по ролям) это формирует у детей представление о театральном искусстве. Полезными будут и посещения театра кукол, чтобы ребёнок увидел, какой может быть обычная тряпочная кукла под руководством скрытого от глаз зрителей актёра-кукловода.
Развитие театрализованной деятельности в средней группе в детских садах приветствуется, наряду с созданием других форм активности для детей.
Как поставить сказку в детском саду?
Театрализованная деятельность в средней группе по сказкам заставит не только детей принять участие в представлении, но и родителей, воспитателей.
На «серьёзные» роли, предполагающие наличие взрослого (дед Мороз или Снегурочка, другой значимый взрослый или даже пожилой персонаж), приглашают родителей. Или же работники детского сада сами надевают костюмы.
Большинство родителей хотят видеть своих детей из зрительного зала, поэтому порой они отказываются принять участие в представлении.
Спектакли в детских садах проходят непосредственно с помощью воспитателей. Не стоит ругать детей за то, что на импровизированной сцене они забыли текст. С кем-нибудь такое обязательно случается хотя бы раз в жизни, и если акцентировать на этом внимание, то у ребёнка появятся комплексы и ощущение, что никому не нравится то, чем он занимается.
Чтобы спектакль доставил удовольствие всем, приглашают родителей и родственников в детский сад. Театрализованная деятельность (средняя группа) запомнится окружающим надолго.
В чём отличие открытых занятий от обычных?
Открытые занятия — это инициатива воспитателей. Они придумывают огромное количество интересных игр, которыми можно привлечь внимание детей.
Открытое занятие театрализованной деятельности в средней группе проводится на улице, привлекая внимания взрослых и детей из других групп. Устраиваются игры, направленные на развитие детей. Игры могут быть как групповыми, так и в парах или по несколько человек.
Заранее подбирается сценарий театрализованной деятельности в средней группе на открытых уроках. Это может быть и представление, рассчитанное на несколько групп детей.
Репетиции спектакля на улице или на глазах у других детей также считается открытым уроком, в ходе которого у детей и у воспитателей, исполняющих обязанности режиссёра, могут возникнуть новые идеи относительно сюжета, костюмов или декораций.
Как занятия помогают развитию детей?
Спустя какое-то время, когда дети стали постарше, становятся серьёзнее и уроки. Занятие по театрализованной деятельности в средней группе учит ребёнка действиям с воображаемыми предметами, развивает фантазию, грамотную чистую речь и умение показать мимикой, жестами и интонацией любое событие.
Постепенно занятия становятся всё более захватывающими для детей, познавательными. Задачи театрализованной деятельности в средней группе разнообразны. После нескольких месяцев посещения театра в детском саду ребёнок становится более эмоциональным, раскрепощённым, уверенным в себе и интересным для сверстников.
Театрализованная деятельность в средней группе учит детей ответственности за свои вещи, даёт возможность пообщаться с другими детьми, которые тоже заинтересованы в успехе спектакля, помогает завести новые знакомства, получить незабываемую возможность посмотреть на мир со сцены.
Такое воспоминание есть не у многих, и в тот момент, когда спектакль — плод многочасовых репетиций — подходит к концу, ребёнок понимает, что это ощущение никогда не узнают многие его сверстники. А, возможно, и родители, которые сидят тут же, в зале.
Результат театрализованной деятельности
Не стоит недооценивать значимость театрализованной деятельности в средней группе, считая театр чем-то необязательным для ребёнка или даже вредным. Занятия в театральном кружке не только разовьют многие хорошие качества в ребёнке, но также смогут дать необходимые знания, которые не получить на спортивных занятиях или в других секциях.
Если в детском саду или начальной школе есть возможность посещать театральный кружок, на него определено стоит обратить внимание.
На одно или несколько первых занятий можно сходить вместе с ребёнком. Если родителям что-то не понравится в работе театрального кружка, они всегда смогут забрать ребёнка. Это случается редко, но бывает, что работники театральных кружков оказываются недобросовестными по отношению к талантливым детям, пытаясь навязать им собственные убеждения, которые противоречат родительской точке зрения, а порой и здравому смыслу.
Если же родители не заметили ничего подозрительного, ребёнка можно спокойно оставлять в театральной студии. А потом слушать его радостные рассказы о времени, проведённом с пользой в кружке.
Если по каким-то определенным причинам родители считают, что у их ребёнка не возникнет интереса к театру, спектаклям или к актёрской деятельности, то лучше обратить внимание на другие кружки, которые завладеют вниманием ребёнка и будут ему полезны. Однако, не стоит отказываться от идеи, даже не попробовав. Возможно, ребёнок и не захочет посвятить себя актёрскому мастерству, но это будет его собственный выбор.
О чём не стоит забывать?
Главный совет, который дают обычно родителям: не стоит давить на ребёнка. Если в детском саду ещё легко заставить его заниматься чем-то, заинтересовать, то чем взрослее становится чадо, тем быстрее понимает, что нужно ему, а что нет.
Театрализованная деятельность в средней группе захватывает и увлекает множество детей в детском саду, представления проходят достаточно часто, далее это может продолжаться уже и в школе, а, может быть, превратится в дальнейшем в профессиональную деятельность.
Если привести ребёнка на подобное мероприятие, а потом рассказать о том, что в школе проходят занятия театрального кружка, это подействует сильнее, чем если родители силком потащат его туда. Также полезным будут плановые посещения театров классами в виде экскурсий: это разовьёт у ребёнка интерес к театральной деятельности в целом.
Занятия в театре становится осмысленным и по-настоящему полезным, только если все актёры находятся там по доброй воле. Это не тот случай, когда принуждение приносит пользу.
Если ребёнок устаёт или настолько заинтересован в театральных занятиях, что перестаёт выполнять домашнюю работу, и начинает с головой погружаться только в театр, нужно остановить это. Дозированные занятия принесут гораздо больше пользы, чем ежедневные по несколько часов.
Однообразная деятельность быстро наскучит ребёнку и приведёт к усталости и стрессам.
Источник: fb.ru